Ближайшая служба: Октябрь 24, 19:00

История прихода

Российская Духовная Миссия в Китае ко времени Великого Поста и Пасхи обыкновенно посылала священника в отдаленные районы Китая, где проживавшие православные эмигранты не имели храмов. В 1933 г. Начальник Миссии епископ Виктор (Святин) командировал в Гонконг из Пекина священника Дмитрия Успенского. В Гонконге в то время жило немало православных эмигрантов из России. Они в своем большинстве работали в английских фирмах и имели британское подданство.

По приезде в Гонконг отец Дмитрий договорился с настоятелем англиканского храма St. Andrew и первоначально совершал богослужения в этом храме. Во время своей первой поездки по югу Китая отец Дмитрий Успенский также посетил Сямэнь (Амой), Гуанчжоу (Кантон), Макао и Манилу. Вернувшись в Пекин, отец Дмитрий поднял перед Начальником Миссии вопрос о необходимости создания домовых храмов на юге Китая. Колония русских эмигрантов, проживавших в Гонконге, также обратилась к владыке Виктору с просьбой направить для постоянного служения в Гонконге отца Дмитрия Успенского.

о.Димитрий Успенский с прихожанами Свято-Троицкого прихода в Макао



Указом Начальника Миссии № 37 от 10 июля 1934 г. открыты были домовые храмы в Гуанчжоу (в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость»), Аомыне (Свято-Троицкий) и Маниле (в честь Иверской иконы Божией Матери). Окормлять их поручено было иерею Дмитрию Успенскому, возглавившему Гонконгское благочиние и Свято-Петропавловский приход Гонконга в составе Пекинской епархии.

Свято-Троицкий домовой храм в Макао



17 марта 1935 г. в Гуанчжоу для постоянного служения был назначен настоятелем храма священник Евгений Лутчев. В Манилу 7 февраля 1936 г. назначен был настоятелем Свято-Иверского прихода протоиерей Михаил Ерохин. В апреле 1937 г. отец Дмитрий Успенский освятил в Сямэни молитвенный дом во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Виза о.Димитрия для посещения Филиппин



В самом Гонконге до открытия постоянного молитвенного дома на Middle Road, 8 богослужения совершались в англиканском храме. Помимо самого храма православная община в Гонконге включала в себя Дамский кружок ревнителей церковного благолепия и просвещения, Благотворительный Фонд, Фонд постройки храма и любительский хор певчих. К началу 40-х годов община в Гонконге предполагала постройку нового постоянного храма. Готовы были даже его эскизы. Препятствием к постройке постоянного храма стали военные действия. Как англичане, так и многие русские британского подданства во время войны оказались в японских лагерях для пленных. Отец Дмитрий, однако, смог в это непростое для общины время сохранить приход.

Вскоре после окончания второй мировой войны Гонконгский приход переехал в новое помещение по адресу 12 Essex Crescent Rd., Kowloon Tong. Вслед за Российской Духовной Миссией в Китае в 1945 г. Гонконгская православная община приняла юрисдикцию Московского Патриархата. С решением общины были не согласны наполнившие Гонконг русские беженцы из Северного Китая, ожидавшие разрешения на выезд через Гонконг в Австралию, Бразилию, Канаду и другие страны. Некоторое время они молились в англиканском храме, а позднее попросили у отца Дмитрия разрешения поставить свой иконостас в гараже Свято-Петропавловского прихода. Членами общины отца Дмитрия они все-таки не стали. C 1949 по 1959 в Гонконге действовал приход в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей во главе с настоятелем, китайским священником прот. Илией Вэнем. Этот приход не имел юридического статуса в Гонконге, по этой причине крещения, венчания и погребения совершались в Петропавловском приходе.

В 1945-1946 гг. большая часть беженцев покинула Гонконг. Уехало также немало старых прихожан. О постройке постоянного храма не могло быть и речи. Закрыты были, кроме Петропавловского, и все храмы благочиния, а замечательный собор в Маниле во время военных действий на Филиппинах был разрушен японским снарядом. Революционные события 1949 г. в Китае поставили Гонконгскую общину перед новыми проблемами — фактически связь с Начальником Миссии и правящим архиереем прервалась.

Незадолго до образования Китайской Автономной Православной Церкви 20 сентября 1955 г. протоиерей Дмитрий Успенский писал архиепископу Виктору в Пекин: «Мы пока, с Божией помощью, стоим более или менее твердо, хотя численно приход сократился от 300-350 душ до 85, включая женщин и детей… нас, естественно, волнует судьба нашего прихода, как находящегося на территории английской колонии… затрудняюсь сказать, насколько благотворно будет влияние на нас новой юрисдикции. Вообще же сохранение гонконгского прихода, хотя и малочисленного, в английской колонии необходимо».  В Москве Гонконгское благочиние было включено в состав Пекинской епархии Восточно-Азиатского Экзархата. Вскоре, однако, была закрыта Российская Духовная Миссия в Китае, а сам Экзархат был упразднен.

После своего окончательного отъезда в Москву архиепископ Виктор (Святин) не оставил никаких указаний для Гонконгского прихода по вопросу юрисдикции. На территории континентального Китая Православная Церковь перешла под управление китайского духовенства. По свидетельству остававшихся в Гонконге русских, отношение китайского духовенства к русскому нельзя было в те годы назвать справедливым. Прихожане Гонконгского Свято-Петропавловского храма отказались подчиниться как Шанхайскому епископу Симеону (Ду), так и Пекинскому епископу Василию (Шуану). Отец Дмитрий советовал обратиться в Москву, однако, несмотря на формальное признание юрисдикции Московского Патриархата, весь приход был против любых контактов с Москвой. Во многом такая непримиримая позиция сложилась в силу того, что владыка Виктор даже не известил отца Дмитрия Успенского о своем окончательном отъезде в Москву.

К началу 1968 г. Гонконгский приход оказался на грани закрытия. Будучи уже не в силах совершать богослужения, отец Дмитрий намерен был подать рапорт Патриарху Алексию об уходе на покой. Прихожане, однако, не желали видеть нового священника, назначенного из Москвы и упросили отца Дмитрия оставаться по-прежнему их пастырем, хотя лишь бы принимая их исповедь и давая духовные советы. На общем собрании прихода 17 февраля 1968 г. было постановлено в Москву не обращаться.

Конец 1968 г. ознаменовался важным для прихода событием: 27-28 ноября епископ Зарайский Ювеналий (Поярков) проездом из Токио посетил Гонконг. Отец Дмитрий, к тому времени уже прикованный к постели, к приезду архиерея облачился и встретил владыку с Крестом у входа в храм. Несмотря на то что в течение более чем десяти лет никакой связи между Московскими церковными властями и Гонконгским приходом не было, в Москве священноначалие не забыло об отце Дмитрии. Владыка Ювеналий наградил его наперсным крестом. 28 ноября владыка Ювеналий совершил в Петропавловском храме Божественную Литургию — это было первое архиерейское служение в Гонконге с 1945 г. (тогда служил Шанхайский владыка Иоанн (Максимович)).

Здоровье отца Дмитрия ухудшалось. 17 января 1970 г. в 8.40 утра он отошел ко Господу. Святейший Патриарх Алексий, митрополит Никодим и митрополит Ювеналий направили в Гонконг сочувственные телеграммы осиротевшим прихожанам. По благословению Патриарха Алексия для совершения погребения отца Дмитрия в Гонконг были направлены епископ Подольский Гермоген и протоиерей Аркадий Тыщук (из Токио). Погребение отца Дмитрия Успенского состоялось после Божественной Литургии на кладбище Colonial Cemetery рядом с могилами его жены и дочери.

Кончина отца Дмитрия поставила Петропавловский приход Гонконга перед необходимостью решить вопрос о формах дальнейшего существования: сохранить приход, пригласить ли священника из какой-либо другой страны, купить здание церкви или снимать какое-то помещение для хранения церковной утвари. 7 июня 1970 г. на общем церковном собрании было решено закрыть храм из-за недостатка средств на его содержание. Большинством голосов церковную утварь решено было переслать в Австралию. 24 человека из 36 присутствовавших (остальные 12 воздержались) голосовали против того, чтобы просить финансовую помощь у Московской Патриархии, впрочем в Москве и не предполагали как-либо поддерживать приход или назначать нового священника.

Петропавловский храм оставался открытым до сентября 1970 г., чтобы дать возможность Председателю Правления Русской Православной Церкви в Гонконге Георгию Гаврилову переговорить о переводе оставшихся денег на благотворительные нужды и транспортировку церковного имущества в Австралию. Завершилась 36-летняя история русского православного прихода в Гонконге.

В конце 70-х годов при строительстве новых дорог власти Гонконга приняли решение об уничтожении части иностранного кладбища. Сносу подлежала та его часть, на которой находилась могила отца Дмитрия. Узнав об этом его дочь, Аделаида Дмитриевна Фогт, обратилась с письмом к Генерал-губернатору Гонконга с просьбой разрешить перезахоронить останки отца Дмитрия. Английские власти сохранили могилу отца Дмитрия и его родственников, перенеся их на место близ старой кладбищенской церкви. Там и сейчас совершаются панихиды в память об отце Дмитрии Успенском.

После 30-летнего перерыва было решено возобновить деятельность петропавловского прихода. С этой целью летом 2003 года в Гонконг был направлен сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, священник Дионисий Поздняев, который занялся формированием местной православной общины.
За неимением собственного помещения, первый год службы проводились в помещении прихода св. Апостола Луки с благословения его настоятеля митрополита Никиты (Константинопольский Патриархат).
В 2004 году приход Петра и Павла арендовал помещение на улице  Queen’s Rd East, где начались регулярные службы. Поскольку община была многонациональной, богослужения проводились на трех языках – церковнославянском, китайском и английском.
С 2006 года при приходе стало действовать отделение Православного братства всех китайских святых (США), вице-президентом которого является протоиерей Дионисий Поздняев.
В 2007 году приход основал Центр Русского языка, программы которого включают преподавание русского языка как иностранного, а также русского языка как родного.
В январе 2008 года в знак преемства между старым приходом, закрывшимся в 1972 году, и восстановленным новым, храму была возвращена из Австралии храмовая святыня – икона первоверховных апостолов Петра и Павла. Ее привез и передал священник Игорь Филяновский — настоятель Свято-Троицкого прихода города Мельбурна.

6 октября 2008 года, приход в честь Святых апостолов Петра и Павла в Гонконге был официально восстановлен решением Синода РПЦ. Настоятелем был назначен сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Дионисий Поздняев.
В сентябре 2010 года приход переехал в арендованное помещение по адресу 2 Queens Road West.
В декабре 2012 года приход организовал празднования по случаю 300 летия учреждения Православной миссии в Китае. Торжества возглавил прибывший из Хабаровска епископ Бикинский Ефрем (Просянок).
Важным событием в жизни прихода стало  открытие в 2014 году первого китайского православного издательства «China Orthodox Press».
В декабре 2014 года прихожанин храма Петра и Павла Анатолий Кунг был рукоположен в диаконы, а затем – в священники. Хиротонию совершил в Хабаровске Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Отец Анатолий стал первым в истории священником-гонконгцем. 
С июля 2016 года храм Петра и Павла находится в новом постоянном помещении по адресу 32, Des Voeux Road West.

Поделиться:

Next service: February 28, 08:00

Orthodoxy in Hong Kong

During Lent and on Pascha the Russian Ecclesiastical Mission in China used to send priests to remote districts of the country, where there were no Orthodox churches for the Russian emigrants. In 1933, the head of the Mission Bishop Victor (Svyatin) sent Priest Dmitry Uspensky, who served in Beijing, to Hong Kong, where many Orthodox emigrants from Russia lived. They worked mostly for British companies and were British nationals.

On his arrival to Hong Kong Fr. Dmitry celebrated in the Anglican Church of St. Andrew on agreement with the Rector. During his first trip to the south of China Fr. Dmitry also visited Amoy, Macao and Manila. On his return to Beijing Fr. Dmitry raised the question of arranging home churches in the south of China. Russian emigrants, who lived in Hong Kong, applied to Bishop Victor with a request to appoint Fr. Dmitry to serve in Hong Kong.



In compliance with the decree No 37, signed by the head of the Mission on July 10, 1934, churches were opened in Guangzhou (the Church of the Icon of the Mother of God called "The Unexpected Joy"), in Macao (the Church of the Holy Trinity), and in Manila (the Church of the Iberian Icon of the Mother of God). Fr. Dmitry was charged to care for them and to be the head of the Hong Kong deanery and the parish of Ss Peter and Paul, which was a part of the Beijing diocese.



On March 17, 1935, Priest Yevgeny Lutchev was appointed Rector of the Church in Guangzhou, and on February 7, Archpriest Mikhail Yerokhin was appointed Rector of the parish in Manila. In April of 1937 Fr. Dmitry Uspensky consecrated the prayer house dedicated to St. Nicholas the Wonderworker in Amoy.



The divine services were celebrated in the Anglican Church until the prayer house was opened in the Middle Road, 8. The church community organized Ladies' group of adherents of Church Beauty and Education, Charity Foundation, Foundation for the construction of the Church and an amateur choir. The community intended to construct a new permanent church building in early 1940s. The drawings were prepared, but the war stood in the way of these plans. Many Englishmen and Russian people became prisoners of war in the Japanese camps. Fr. Dmitry managed to keep the parish safe during that hard time.

Soon after World War II the Hong Kong parish moved to a new place at the address 12 Essex Crescent, Kowloon Tong. The Russian Ecclesiastical Mission in China took the jurisdiction of the Moscow Patriarchate in 1945, and the Orthodox community in Hong Kong followed suit. However, the Russian refugees from the north of China, who lived in Hong Kong at that time, disagreed with the decision of the parish as they were waiting for permission to go to Australia, Brazil, Canada and other countries. They prayed in the Anglican Church for some time, and later asked Fr. Dmitry to allow them to place their iconostasis in the garage of the Ss Peter and Paul parish. All the same, they did not become members of Fr. Dmitry's community.

In 1945­-1946 the most part of the refugees left Hong Kong. Many old­time parishioners of the Church of Ss Peter and Paul also left the city. The construction of a church building was out of the question. All churches of the deanery, except the parish of Ss Peter and Paul, were closed, and the wonderful cathedral in Manila was destroyed by a Japanese shell during hostilities in the Philippines. The revolutionary events in China in 1949 brought about new problems for the parish in Hong Kong. The contacts between the head of the Mission in Beijing and the ruling bishop were interrupted.

On September 25, 1955, soon before the Chinese Orthodox Church was formed, Archpriest Dmitry Uspensky wrote to Archbishop Victor to Beijing: "With God's help we have persevered in our work so far, though the number of parishioners reduced from 300­350 to 85, including women and children... Naturally, we are concerned with the destiny of our parish, which is located on the territory of the British colony ... It is difficult to say whether the new jurisdiction will be favourable for us. It is necessary to keep the Hong Kong parish, though a small one, on the territory of the British colony." The Holy Synod of the Russian Orthodox Church included the deanery of Hong Kong into the Beijing diocese of the Eastern­Asian Exarchate, but soon after that the Russian Ecclesiastical Mission in China was closed and the Exarchate was abolished.

Archbishop Victor (Svyatin) left China, but did not give any instructions concerning the jurisdiction of the Hong­Kong parish. The Orthodox Church in the continental China was now administered by the Chinese clergy. According to the Russians who stayed in Hong­Kong, an attitude of the Chinese clergymen to the Russian clergymen was not fair. The parishioners refused to submit to Bishop Simeon (Du) of Shanghai or to Bishop Vassily of Beijing. Fr. Dmitry advised the parishioners to apply to Moscow, but they were against any contacts with Moscow, while formally recognizing the jurisdiction of the Moscow Patriarchate. This uncompromising position was largely explained by the fact that His GraceVictor had not informed Fr. Dmitry Uspensky of his departure for Moscow.

At the beginning of 1968 the Hong­Kong parish was on the verge of being closed. Fr. Dmitry was no longer able to celebrate the divine services, and was going to ask Patriarch Alexiy I for retirement, but the parishioners did not want a new priest appointed by Moscow. They entreated Fr. Dmitry to remain being their pastor, if only to take confessions and giving them spiritual guidance. The general meeting of the parish on February 17, 1968 resolved not to apply to Moscow.



The end of 1968 was marked by an important event in the life of the Russian Orthodox community in Hong Kong. Bishop Juvenaly (Poyarkov) of Zaraisk visited Hong Kong on his way to Tokyo on November 27­28. Fr. Dmitry was bed­ridden at that time, but he vested himself and met Bishop Juvenaly with the cross in his hands at the entrance to the church. The church authorities in Moscow have not forgotten Fr. Dmitry, though there were no contacts between them and the Hong Kong parish for more than ten years. Bishop Juvenaly awarded Fr. Dmitry with a pectoral cross. On November 28 His Grace celebrated the Divine Liturgy in the Church of Ss. Peter and Paul. It was the first episcopal service in Hong Kong since 1945, when Bishop John (Maximovich) of Shanghai was the celebrant. 


Fr. Dmitry's health was getting worse and in the morning of January 17 he passed away to the Lord. His Holiness Patriarch Alexy I, Metropolitan Nikodim and Metropolitan Juvenaly sent telegrams of condolence to the orphaned parishioners in Hong Kong.Bishop Hermogenes of Podolsk and Archpriest Arkady Tyschuk (who served in Tokyo) came for the funeral service with the blessing of the Patriarch. Fr. Dmitry was buried near the graves of his wife and daughter at the Colonial Cemetery.

After Fr. Dmitry's demise the parish in Hong Kong had to decide whether they would maintain the parish, invite a priest from a foreign country, buy a building for the church or rent any premises to keep church property. The parish meeting resolved on June 7, 1970 that the church should be closed for the lack of finance. The majority decided to send church property to Australia. 24 members out of 36 present (with 12 abstentions) voted against asking the Moscow Patriarchate for financial help. Moscow did not intend to support the parish or appoint a new priest.

The Church of Ss Peter and Paul was closed in September 1970. Even before that date, George Gavrilov, Chairman of the Executive Committee of the Russian Orthodox Church in Hong Kong, settled the problem of transferring finance and spiritualities of the parish to Australia. After 36 years the Russian Orthodox parish in Hong Kong ceased to exist.

In the late 1970s, the Hong Kong authorities decided to destroy part of the Colonial Cemetery to construct new roads there. Fr. Dmitry's daughter, Ms. Adelaide Dmitrievna Fogt asked the Governor of Hong Kong to permit her to transfer the remains of her father to another place. British authorities saved the graves of Fr. Dmitry and his relatives and transferred them closer to the old Church located at the cemetery. Memorial services in commemoration of Fr. Dmitry are still being conducted there.

After an interval of 30 years it was decided to recommence the activity of the parish of Ss Peter and Paul. For this in the summer of 2003 the Department for External Church Relations of Russian Orthodox Church sent its member priest Dionisy Pozdnyaev to Hong Kong, where he began to organize the local Orthodox community.
In the absence of any own premises, during the first year divine services had been celebrated in the premises of St. Apostle Lucas’ parish with the blessing of its Rector Metropolitan Nikitas (Patriarchate of Constantinople).
In 2004 the parish of Ss Peter and Paul leased the premises in Queen’s Road East where regular services began. Since the Community was multinational, the divine services had been celebrated in three languages – Church Slavonic, Chinese and English.
The Hong Kong Branch of the OFASC ­ Orthodox Fellowship of All Saints of China (USA) – Archpriest Dionisy Pozdnyaev is its Vice­President ­ started its activities at the parish of Ss Peter and Paul in 2006.
Russian Language Center was established by the parish of Ss Peter and Paul in 2007. Its programmes include teaching Russian as a foreign language and teaching Russian as a native language.
In January, 2008, in testimony of the continuity of old parish, closed in 1972, and new, re-established one, religio loci, the temple icon of Saint Apostles Peter and Paul from the old parish was returned to the church from Australia. It was the Rector of the parish of St. Trinity of Melbourne Fr. Igor Filyanovsky who brought it to Hong Kong and handed it over to the parish of Ss Peter and Paul.



On the 6th of October, 2008 the parish of Ss Peter and Paul was officially re­established by the decision of the Holy Synod of the Orthodox Church of Russia (Moscow Patriarchate). Archpriest Dionisy Pozdnyaev, the member of the Department for External Church Relations of Russian Orthodox Church was appointed the Rector of the parish.
In September, 2010 the parish moved to the leased premises at the address 2 Queen’s Road West.
In December, 2012 the parish organized the celebration of the 300th Anniversary of the establishment of the Orthodox Mission in China. The celebration was headed by the Bishop Ephraim of Bikin (Prosyanok), who came from Khabarovsk.
The setting up of the first Chinese Orthodox publishing house “China Orthodox Press” in 2014 become a significant event in the life of the parish.
In December, 2014 a parishioner of Ss Peter and Paul Church Anatoly Kung was inducted into a church office first as a dean, then a priest. He was ordained in Khabarovsk by the Metropolitan Ignatius of Khabarovsk and Priamurye. Father Anatoly became the first ever Hongkonger-Orthodox priest.
From July, 2016 the Church of Ss Peter and Paul is situated in the new permanent premises at the address 32 Des Voeux Road West.

Share: